Штрафы с камер начали поступать по факту выявления пассажиров, не использующих ремни безопасности. Расскажем подробнее
В Екатеринбурге начали приходить первые постановления со штрафами за непристёгнутых пассажиров. По словам юристов здесь всё корректно: законодательно подобная норма является правоприменимой.
Что происходит?
Автомобилисты в Российской Федерации начали получать первые штрафы с камер видеофиксации нарушений правил дорожного движения за непристёгнутых во время движения автомобиля пассажиров. Эта информация официально подтверждена заявлением ГУ МВД РФ в Свердловской области и г. Екатеринбурге. Поводом, по которому было составлено обращение в компетентные органы, стало постановление о необычном штрафе, выписанное в Екатеринбурге водителю по факту наличия в салоне автомобиля непристёгнутого пассажира (кстати, в этой ситуации камера за пассажира приняла игрушечного кота). В августе свердловские СМИ уже об этом писали, утверждая тогда, что в ГИБДД признали совершённую ошибку, уточнив, что на самом деле пассажира в автомобиле, естественно, не было.
Также в ГИБДД вынуждены были напомнить, что при выявленных в автоматическом режиме видеофиксации нарушениях постановление о взимании штрафа выносится без непосредственного участия управлявшего машиной водителя. Штраф назначается автоматически и отправляется собственнику автомобиля. В областном ГИБДД на запрос журналистов касаемо этой ситуации ответили, что уже с мая месяца 2022 года осуществляется сбор информации камерами автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения в Екатеринбурге и других городах Свердловской области специальными комплексами, имеющими все запрограммированные возможности для фиксации пассажиров, не использующих во время поездки ремни безопасности.
На данный момент в МВД Свердловской области был направлен официальный запрос от редакции ряда автомобильных интернет-порталов, в котором уточнялось: на самом ли деле сейчас есть возможность получения штрафа от системы автоматической видеофиксации по факту обнаружения в салоне автомобиля непристёгнутого пассажира, а не водителя ТС. В ответе указано, что, согласно положениям ст. 12.6 Кодекса об административных правонарушениях, актуального на момент ответа, перевозка пассажиров, не использующих во время движения транспортного средства штатные ремни безопасности, должна наказываться штрафом в размере 1000 ₽. Порядок и правила использования на дорогах средств автоматической фиксации нарушений ПДД, как добавили в ведомстве, координируется положениями приказа по МВД РФ № 664 от 23.08.2017 г. При ознакомлении с его текстом профессиональными юристами выявлено, что запрета на фиксацию указанного типа нарушения правил в приказе не содержится: соответственно, фиксировать непристёгнутых пассажиров и выписывать штрафы по камерам ГИБДД имеет обусловленное право.
Факт проведения видеофиксации такого типа отвергать в МВД по запросу не стали, но в ответ на вопрос о том, какое количество штрафов такого типа уже выписано, ответить не смогли, сославшись на недоступность такой информации.
Если говорить о том, проводится ли такая фиксация в столице страны, то можно точно быть уверенным, что, начиная с 2020 г. производится видеофиксация непристёгнутых водительских ремней. Во время конференции, посвящённой запуску ЦОДД в Москве, корреспондентам рассказали, что технически комплексы видеофиксации видят непристёгнутых пассажиров, однако штрафы за это нарушение ПДД в данный момент не выписываются. По словам представителя Центра организации дорожного движения столицы Чернова Егора, занимающего должность заместителя директора отдела видео- и фотофиксации ЦОДД, техническая возможность контроля за этим аспектом дорожного движения имеется и сейчас, однако вопросом выписки штрафов за выявленные нарушения занимается ГИБДД. Относительно их готовности формировать такие штрафные санкции информации не имеется и сейчас.
В беседе с журналистами портала "Автоньюс" представители пресс-службы ЦОДД подтвердили факт отсутствия штрафов, начисляемых по данным объективного фотоконтроля автоматизированного типа, которые выявляются в аспекте присутствия в автомобиле непристёгнутых пассажиров. Дальнейшие планы ни ГИБДД, ни ЦОДД не озвучивают в открытых источниках.
Мнение юриста: непристёгнутых пассажиров в транспортных средствах можно штрафовать на законных основаниях
Безделин Дмитрий, один из специалистов ЕЮС (европейской юридической службы) уделил немало времени изучению основных аспектов автомобильного права, придя в итоге к выводу, что штрафы за непристёгнутые ремни безопасности пассажиров могут накладываться на водителя на совершенно законных основаниях. Аналогично, по закону для этого могут применяться автоматизированные средства фиксации нарушений ПДД.
Безделин поясняет, что в обязанности водителя транспортного средства входит обязательное использование ремней безопасности во время движения. Перевозить, в свою очередь, не пристёгнутых ремнями безопасности пассажиров, водитель не имеет права. Требования эти указаны в Правилах дорожного движения (п. 2.1.2). В КоАП в ст. 2.6.1 указано, что в числе прочих нарушение указанного выше пункта ПДД может фиксироваться на автоматизированной основе с использованием камер видеофиксации, осуществляющих свою работу в автоматическом режиме. Юрист рассказывает, что случаев в судебной практике с участием пассажира не имеется на данный момент, однако имеются прецеденты с водителями ТС. Суды при рассмотрении обстоятельств такого типа указывают, что штраф наложен на законных основаниях. Соответственно, применение видеокамер является законным и обоснованным, как и накладываемые штрафы за нарушение ПДД.
Важен тот факт, что за нарушения правил в этом аспекте поездок могут быть наложены штрафы и на собственника ТС. Вопрос здесь только в том, по какой конкретно из статей правонарушение получит квалификацию, поскольку наложить штрафы сразу за нарушение ПДД и КоАП невозможно.
Может ли камера выявлять пассажиров, которые не пристёгивают ремень?
Шухман Григорий, являющийся экспертом в области средств видеофиксации нарушений ПДД, указывает на то, что разницы для современных камер в плане того, кого именно фотографировать, не имеется. Эксперт заявляет, что в техническом плане камера может фиксировать оба кресла: пассажирское и водительское. Вопрос только в ракурсе и расположении ремня, оба этих параметра являются настраиваемыми. Что касается ракурса: есть ряд особенностей, которые, конечно, будут учтены при размещении камер.
- с основной дорожной оси хуже видно левое плечо водителя;
- с обочины хуже видно правое плечо пассажира;
- туловище того, кто сидит на пассажирском сидении, видно значительно лучше, так как при обзоре камере не будут мешать козырёк приборной панели и рулевое колесо.
Руководитель одной из организаций, занимающихся разработкой, созданием и установкой комплексов видеофиксации, Ласкин Сергей, отвечая на вопросы журналистов, уточнил, что от ГИБДД уже не раз поступали запросы, связанные с перенастройкой камер на фиксацию непристёгнутых пассажиров. Технология сейчас, впрочем, находится на стадии эксперимента:
«Несмотря на то, что наша компания стала одной из первых, занявшихся этой проблематикой, технология и сейчас находится в статусе экспериментальной. Распознание ремня, который не пристёгнут, с использованием имеющегося оборудования, является негарантированным и сложным с технической стороны процессом. Заказчики программно-аппаратных комплексов всё чаще просят настраивать камеры так, чтобы они могли фиксировать непристёгнутые пассажирские ремни. При такой настройке мы сразу предупреждаем клиентов, что нужно крайне аккуратно и точечно действовать в плане просмотра зафиксированного материала, обязательно предварительно проводить в регионе установки камер разъяснительную информацию с водителями относительно появления фиксации таких нарушений. С текущими особенностями технологии фиксация нарушений, скорее, должна иметь характер педагогического предупреждения, а не массовых штрафов», — считает эксперт.
«Надёжность технологии пока не такая высокая, чтобы подписывать постановления буквально не глядя, как нередко делается во многих других случаях. Гарантии отсутствия ошибок в таком материале на 100% просто нет. Поэтому сейчас будут встречаться ситуации с "пассажирами"-водителями автомобилей с правым рулём и игрушечными котами, которые едут на пассажирском сидении к детям непристёгнутыми».
Решение относительно назначения штрафов за непристёгнутых пассажиров конкретно в каждой области выносит местное ГИБДД.