Новая система расчета ремонта по ОСАГО: что будет с выплатами и кто потеряет больше всех?

После нововведений стоимость проводимого по ОСАГО ремонта будет учитывать стоимость не только оригинальных запасных частей, но и более дешёвых аналогов с учётом отсутствия широкого выбора оригинальных компонентов от официальных брендов. Эксперты при этом считают, что сумма оценки не будет покрывать стоимость реального ремонта с учётом актуальных цен.

Что случилось?

С 11.09.2022 года в Российской Федерации кардинальным образом изменился порядок проведения расчётов цены ремонта автомобилей по полису ОСАГО. Согласно уточнениям от Центрального Банка РФ теперь в состав ценовых специализированных справочников на запасные части (именно по ним специалисты страховых компаний производят расчёт стоимости ремонтных работ и суммы страховых выплат) теперь будут входить цены на известные аналоги оригинальных компонентов, если в момент расчёта на рынке оригинала не представлено. Этот подход РСА теперь будет применять к любым брендам, маркам и моделям автомобилей вне зависимости от того, когда и в какой стране машина была произведена.

Согласно разъяснениям, полученным в Российском союзе страховщиков автомобильного транспорта, вступившие с 11 сентября в силу изменения на данном этапе являются рекомендательными и могут использоваться в качестве аналога для расчёта цен и стоимости ремонта в сравнении с ценой оригинальных запчастей. Сейчас разработчики этой программы производят сбор и актуализацию информации относительно наличия оригинальных запчастей от производителей автомобилей и то, какие аналоги имеются на рынке в широком или ограниченном доступе. Обсуждение собранных данных в публичном формате начнется ориентировочно только в конце месяца.

Готовые и актуализированные в плане наполнения информации справочники с наличествующими деталями, запасными частями и компонентами должны будут поступить в работу после 19.10.2022 года. Указывается, что после этой даты специалистами страховых компаний начнётся расчёт стоимости ремонта автомобилей с учётом новых данных по факту исчезновения подавляющего большинства оригинальных запчастей из свободного доступа. Разберёмся далее в особенностях ремонта такого типа с учётом обновлённых реалий, а также в том, сколько теперь это будет стоить.

osago.jpeg

Для чего в справочники стали включать недорогие аналоги оригинальных автодеталей?

По разъяснениям со стороны специалистов Центрального Банка РФ: до того, как текущие изменения были приняты, информации в справочниках не было о тех запасных частях и деталях, которых не было в наличии. Если информации о ней нет, то данных о цене деталей в справочниках РСА просто не было. По этой причине нередко происходили проблемы, связанные с расчётом стоимости ущерба при ДТП по ОСАГО ввиду непонятной цены на требующиеся запчасти. Планирующиеся обновления в подходе к этой деятельности, как утверждают представители регулятора, позволит не только отсекать возможность использования некачественных аналогов запасных частей, но и сделает расчёты корректными с учётом текущих реалий.

Такая обстановка сложилась в Российской Федерации после того, как большинство зарубежных производителей автомобильных запчастей и официальных брендов прекратили поставки на территорию РФ или совсем ушли с отечественного рынка. Это стало причиной того, что оригинальные компоненты и запчасти для ремонта автомобилей стали в 2-3 раза дороже или пропали из ассортимента большинства продавцов. По данным РСА (да и для рядовых автолюбителей тут секрета никакого нет) в мире и стране представлен широкий ассортимент неоригинальных автомобильных запчастей, которые достаточно легко найти и купить.

По словам исполнительного директора организации РСА Уфимцева Евгения, неоригинальные запасные части нередко по качеству совсем не отличаются от оригинала: изготавливаются зачастую они на тех же заводах, где и брендовые детали, теми же специалистами на аналогичном оборудовании с соблюдением единых стандартов качества, предъявляемых брендом к ним. В качестве примера можно рассмотреть лобовое стекло, изготавливаемое в г. Бор в Нижегородской области на местном стекольном производстве. До введения санкций в отношении РФ оно стоило около 10 тыс. ₽ без указания бренда производителя, а при наличии отметки конкретного бренда совершенно такое же стекло продавалось по цене уже около 25-27 тыс. ₽.

Специалисты страховой компании "Совкомбанк Страхование" указывают на тот факт, что сложности с формированием конечной цены ремонта автомобиля по ОСАГО чаще всего возникают именно по причине наличия большого количества запчастей различного вида, на которые не установлена цена в базовом справочнике. В компании подтвердили, что официальные представительства практически всех автомобильных брендов не предоставляют даже по официальному запросу цен на оригинальные запчасти, а установить на них цены самостоятельно не получается ввиду отсутствия их на рынке в свободном доступе. Поэтому не выходит своевременно предоставлять автовладельцам актуальную и корректную цену на восстановительные работы по его автомобилю. Всегда в расчёт стоимости ремонта включался компонент цены использующихся при нём оригинальных запчастей.

Как утверждают вышеперечисленные специалисты: в текущей рыночной и финансовой международной обстановке практически невозможно определять реальную цену оригинальных запчастей вне зависимости от бренда и модели автомобиля. По оценке со стороны представителей различных сфер автостраховой отрасли, вводимое ЦБ новое правило позволит производить правильную оценку стоимости ремонта с учётом актуальных цен на запчасти.

osago3.jpg

Какой ремонт будет производиться с помощью аналогов оригинальных запчастей?

Представители страховых компаний рассказывают журналистам, что наиболее вероятно применение аналогов для работ по замене и ремонту внешних элементов кузова: бамперов, лобовых и боковых стёкол и т.д. Почему? Потому, что для подкапотных деталей практически не существует адекватных аналогов высокого качества.

Пример приводит Люкин Игорь, занимающий должность директора отдела урегулирования страховых убытков ГК "Абсолют Страхование". По его словам, существует т.н. страховая корзина, которая включает в себя наиболее часто использующиеся при ремонте по ОСАГО детали и компоненты, требующихся при замене или частичном ремонте. К их перечню относятся различные элементы кузова, крылья, двери, фары, бампера, капоты, багажники. Гораздо реже к ремонтируемым по ОСАГО запасным частям относятся кузовные элементы скрытого типа, в частности электрокомпоненты или части отделки салона. С ними дела обстоят значительно тяжелее.

Страховщики считают, что чаще всего теперь аналоги будут применяться при ремонте автомобилей из Европы. Люкин сообщает, что запчастей для автомобилей покинувших РФ брендов из Европы в России практически нет, отдельные категории отсутствуют полностью. Немного лучше обстановка с наличием японских деталей. Проблем практически нет с отечественными деталями, а также с наличием компонентов для ремонта китайского и корейского автотранспорта. Немало сложностей может возникнуть с ремонтом новых марок и моделей машин, поскольку широкое производство аналогов для них пока ещё не налажено. Поэтому вариант здесь только один: при необходимости ремонта по ОСАГО нужно будет заказывать конкретную деталь по механизму параллельного импорта.

Что будет с суммой по выплате ремонта?

Специалисты "Росгосстрах" указывают на тот факт, что в методике расчётов стоимости ремонта и ранее учитывалась стоимость запчастей аналогового типа. Но уточнили некоторые моменты: доля аналогов значительно возрастёт при условии отсутствия оригиналов в свободной продаже на территории РФ. Специалисты утверждают также, что средняя сумма выплат по оценке ремонта ОСАГО не снизится (сейчас она составляет 71 562 ₽).

К примеру, в компании "Абсолют Страхование" уверены, что сумма останется прежней: рост размера страховых выплат можно будет легко компенсировать за счёт того, что практически 70% от существующих запчастей уже можно менять с использованием аналогов. Они давно уже представлены в широком ассортименте на рынке. В компании "Росгосстрах" также уточняют, что в 2022 году средняя сумма страховых ОСАГО выплат уже выросла примерно на 12%. Существенного роста аналитики компании уже не ждут.

Сроки ожидания ремонта автомобиля

Страховщики признают, что ситуация с наличием запчастей для автомобилей на отечественном рынке остаётся крайне сложной. Сроки поставки большинства из них либо совсем непонятны, либо варьируются примерно от 1 до 3 месяцев. Очереди на оценку цены ремонтных работ по ОСАГО также связаны с ожиданием запчастей или определением их цены. Люкин рассказывает, что согласно требованиям законодательства, на СТОА ремонтные работы должны быть полностью завершены в течение 20 календарных дней после приёмки автомобиля. Если работы относятся к достаточно простым, к примеру, требуется окраска одного или нескольких элементов, то уложиться в срок крайне просто и проблем с этим обычно не возникает. При необходимости ожидания запчастей на СТО чаще всего подписывают дополнительное соглашение с владельцем машины об увеличении срока ремонтных работ ввиду непредвиденных обстоятельств. Обычно срок ожидания укладывается в 2 месяца, но иногда может и значительно увеличиться.

Если заказчик не готов ожидать в течение такого срока, то ему нередко предлагается выплата компенсации согласно калькуляции, определённой единым справочником. Люкин поясняет, что в текущей обстановке автолюбители часто выбирают именно денежную выплату. Однако, проблема в том, что при таком раскладе клиент автоматически теряет право на проведение ремонта, значит ему придётся самостоятельно искать запчасти и подрядчика для проведения ремонта, что нередко сильно увеличивает стоимость работ. Те же, кто ожидает, получают обычно полный спектр ремонтно-восстановительных работ после того, как запчасти и нужные компоненты будут доставлены подрядчику, проводящему ремонт по ОСАГО.

В российской автодилерской ассоциации (РОАД) рассказывают, что проблемы с наличием автомобильных запчастей может решить система параллельного импорта. Для отечественного авторынка именно такая схема является сейчас одним из основных вариантов получения иностранных компонентов. Если поставки получится наладить в системном формате, то запчасти, естественно, появятся в едином справочнике вместе с ценами. Впрочем, дилеры всё равно считают, что пока на рынке автомобильных запчастей существует значительный дефицит. Пресс-служба ассоциации утверждает, что сейчас есть прогресс относительно минимизации бюрократических препон в плане параллельного импорта автозапчастей различных брендов и типов. Конкретных сроков полного преодоления кризиса наличия никто назвать, увы, не может.

osago4.jpeg

Покрытие ущерба станет значительно сложнее?

Шапарин Антон, руководящий НАС, уверен в отличие от бодрых заверений ранее опрошенных экспертов, что суммы выплат усреднённого типа по полису ОСАГО всё же снизятся, поэтому некоторые автовладельцы будут судиться с виновниками аварий в попытке получить оставшиеся средства для полноценного ремонта в судебном порядке. Шапарин считает, что в итоге ряд автовладельцев просто откажется от оформления полисов ОСАГО, которые и так должны достаточно серьёзно подорожать ввиду расширения тарифного коридора более, чем на четверть.

 Эксперт и автоюрист Поляков Алексей считает, что неоригинальные запчасти могут использоваться исключительно при полном практическом отсутствии оригинальных вариантов. Он утверждает, что при ремонте по ОСАГО должны в первоочередном порядке использоваться оригинальные запчасти, которые совпадают с автомобилем по бренду и рекомендованы производителем. Есть опасения, что специалисты страховых компаний для занижения стоимости ремонта будут напропалую использовать неоригиналы: к примеру, неоригинальный бампер для автомобиля Volksgagen Jetta будет стоить примерно 7 тыс. ₽, а оригинал, напротив, обходится примерно в 32 тыс. ₽.

Посмотрим, как будут обстоять дела в этом аспекте далее. Следим за новостями!

Напишите нам
Вы можете отправить нам свои контакные данные и наши менеджеры свяжутся с Вами.
Напишите нам
Не нашли интересующий вас товар? Вы можете отправить нам свои контакные данные и наши менеджеры свяжутся с Вами.