Подорожание ОСАГО с 13 сентября 2022 года на 26%: кого коснется сильнее всех?

ОСАГО изменил базовые ставки в обе стороны на 26%. С 13 сентября цены поднялись для начинающих, аварийных и проживающих в некоторых регионах автомобилистов. Аккуратные водители будут платить меньше.

Новые ставки автострахования вступили в силу 13 сентября. Изменения касаются новых покупателей и владельцев полисов, продлевающих договор. Для действующих ОСАГО стоимость в 2022 г. остается прежней.

Расширение Центробанком коридора тарифов по полису ОСАГО составило 26%:

  • для владельцев легковых авто нижний базовый предел уменьшился до ₽1646 (было ₽2224), верхний увеличился до ₽7535 (было ₽5980);
  • для владельцев такси нижний предел опустился до ₽1490 (было ₽2014), верхний поднялся до ₽15.756 (было ₽12.505).

Согласно пояснениям страхователей, данные перемены вызваны стремительным скачком цен на автозапчасти (примерно в том же объеме). Эксперты по автострахованию высказывают мнение, что с подорожанием полиса усложнится получение положенных выплат или осуществление ремонта. Попробуем разобраться – кто и сколько будет платить.

osago2.jpg

Рост стоимости запчастей вызвал подорожание полиса ОСАГО

Разъяснение страхователей о причине изменения базовых ставок ОСАГО было подтверждено П. Нефедовым, возглавляющим отдел по андеррайтингу и управлению продуктами в СК «Согласие». Им было уточнено, что с 19.06.22 г. вступили в действие справочники для расчета ремонта по ОСАГО в новой редакции. В них средний рост цен на автозапчасти составил около 26%.

По словам П. Нефедова, увеличение коридора тарифов – достаточно своевременная мера, благодаря которой компании, занимающиеся страхованием, могут сбалансировать свою экономику. Тарифные расчеты приобретают более индивидуальный характер, демонстрируя аварийным автомобилистам резкий рост стоимости полиса, тогда как опытные и внимательные водители платят за него меньше. Однако сами автостраховщики не ожидают значительных скидок, поскольку запчасти подорожали существенно.

Эксперты Российского автомобильного союза утверждают, что ОСАГО в данной форме индивидуализации станут ощутимыми лишь для аварийных автомобилистов, представляющих действительную опасность. Безаварийные водители будут платить по текущей стоимости.

Е. Уфимцев, один из руководителей РСА, утверждает, что аварийных автомобилистов подорожание полиса дисциплинирует, являясь стимулом к аккуратному поведению на дороге. В компании отмечают, что на основании работы по последним справочникам с почти 30% удорожанием запчастей, средняя стоимость ОСАГО остается на уровне 10%. Стоит уточнить, что для автомобилистов, не имеющих аварий, полис подорожал на минимальную сумму.

Кто и в каком объеме почувствует подорожание ОСАГО

Согласно пояснениям страховщиков, степень повышения стоимости будет устанавливаться на основании информации о вождении и количестве аварий. Другие критерии ими не называются, поскольку относятся к коммерческой тайне.

Эксперты РСА уверяют, что на региональных территориях полис в среднем будет на достаточном удалении от наибольшей цены.

В Российском автосоюзе подсчитали средние расходы на полис для легковых авто, принадлежащих физлицам:

  • в Москве – ₽8357 (на 22% ниже регионального максимума в ₽10.764);
  • в Московской обл. – ₽7485 (на 20% ниже регионального максимума в ₽9329);
  • в С.-Петербурге – ₽7746 (на 21% ниже регионального максимума в ₽9807);
  • в Ленинградской обл. – ₽6055 (на 18% регионального максимума в ₽7415).

Однако если расчеты основывать на данных статистики, то стоимость полисов превышает средние цифры. Реальную стоимость для московских автомобилей подсчитал глава подразделения по управлению проектами Банки.ру А. Макаров.

  • В полисе: 25-летний водитель, стаж вождения 5 лет. Kia Rio, объем двигателя – 1,6 л, 123 л.с.

Без ДТП

Прежняя стоимость: min (базовая ₽2224) – ₽4721, max (базовая ₽5980) – ₽12.694

Новая стоимость: min (базовая ₽1646) – ₽3494, max (базовая ₽7535) – ₽15.995

Одно ДТП

Прежняя стоимость (min–max) – ₽6052–16.275

Новая стоимость – ₽4479–20.507

Две аварии

Прежняя стоимость – ₽10.653–28.644

Новая стоимость – ₽7884–36.092

  • В полисе: 2 чел. (супруги) – 35 лет (стаж вождения 10 лет) и 25 лет (стаж вождения 5 лет). Авто Haval Jolion, двигатель 1.5 MT, 143 л.c.

Без ДТП

Прежняя стоимость (min–max): ₽4721–12.694

Новая стоимость: ₽3494–15.995

По уточнениям эксперта, при подсчете стоимости полиса коэффициенты аварийности и стажа зависят от автомобилистов, указанных в полисе – берется наименьший (наихудший) показатель. В этом случае учитывается только 25-летний водитель с 5-летним стажем.

Две аварии (35-летний водитель)

Прежняя стоимость – ₽7081–19.041

Новая стоимость – ₽5241–23.993

Здесь учитывается бонус-малус старшего водителя.

Цену ОСАГО для московских такси подсчитали в «Абсолют Страховании».

  • В полисе: 35-летний водитель, стаж 10 лет. Kia Rio, объем двигателя 1,6 л, 138 л.с. Такси (физлицо) в Москве. В полисе ОСАГО неограниченное число водителей.

Без ДТП

Прежняя стоимость – ₽12.505 × 1,8 × 1,17 × 1 × 2,32 × 1,4 = ₽85.538

Новая стоимость – ₽15.756 × 1,8 × 1,17 × 1 × 2,32 × 1,4 = ₽107.775

По мнению А. Полякова, эксперта в рыночном секторе запчастей для автомобилей, происшедшие изменения приведут к росту стоимости полиса ОСАГО и к постепенному снижению выплат. Согласно его словам, при увеличении базового тарифа на 26% страховщики пойдут на постепенное понижение выплат. Это будет вызвано использованием большего количества аналогов при расчете стоимости. В результате даже для среднего качественного ремонта выплат будет недостаточно, а потерпевшая и виновная стороны начнут судиться. Причем, не во всех случаях у виновника ДТП есть деньги для выплаты.

osago3.jpg

При этом руководитель Национального автомобильного союза А. Шапарин считает, что заниженная стоимость автозапчастей в новых справочниках не отражается реальной ситуации на рынке. В результате выплат потерпевшей стороне не всегда достаточно для ремонта. По словам главы НАС, подорожание полисов объясняется ростом цен на запчасти. Однако справочники не отражают реальных цифр. То же самое относится к стоимости ремонтных работ, которая также оценивается дешевле. К примеру, в Москве ремонт Лады согласно справочнику оценивается в 710 руб., Хендай – 860 руб. В то же время час на столичных станциях технического обслуживания в среднем стоит ₽2500 рублей.

По какой причине поднялись коэффициенты в регионах

По решению Центробанка не только изменились базовые ставки, но и территориальные коэффициенты в некоторых регионах (при расчетах на них умножаются базовые ставки). Это коснулось Кызыла (республика Тыва), Краснокаменска (Забайкалье). Согласно разъяснениям страховщиков, в данных регионах они производят значительные выплаты в результате судов, где истцов сопровождают автоюристы. По словам главы подразделения «АльфаСтрахования» Д. Макарова, в ряде регионов посредством юристов, специализирующихся на ОСАГО, инициируются судебные тяжбы. В результате истец получает выплату, значительно превышающую стоимость реального ущерба. По этой причине отмена территориальных коэффициентов на данном этапе невозможна.

Напишите нам
Вы можете отправить нам свои контакные данные и наши менеджеры свяжутся с Вами.
Напишите нам
Не нашли интересующий вас товар? Вы можете отправить нам свои контакные данные и наши менеджеры свяжутся с Вами.