Что делать, если выплаты по Европротоколу не хватило: взыскание с виновника
ДТП произошло, все зафиксировано в Европротоколе, но по факту не хватает денег на ремонт. «Что делать?!» стало не вопросом, а сигналом к активным действиям.
Сегодня в 50% случаях совершения ДТП без жертв оформляется до приезда ГИБДД. Весь «полученный» или «нанесенный» ущерб регистрируется сторонами ДТП без представителей полиции посредством составления Европротокола. Но вот как на подобное мирное и согласованное решение возникших вопросов посмотрят в судебной инстанции, когда одна из сторон не выполняет свои обязательства? И на что пострадавший имеет право, если прописанных в Европротоколе сумм не хватает на возмещение понесенного ущерба? Рассмотрим эти вопросы далее.
На что можно рассчитывать в суде по Европротоколу при его неисполнении
Верховным судом РФ совсем недавно было введено в действие определение, где максимальный размер выплаты по ОСАГО должен быть в размере 400 000 рублей. По Европротоколу такая выплата не должна превышать 100 000 рублей. Данное определение стало ответом на очередную жалобу.
Суть: 09.01.2021 в результате ДТП пострадал автомобиль Skoda Rapid. Виновный, Андрей Кириков, признал свою вину и подписал с владелицей пострадавшего авто Европротокол. Бумаги были направлены в страховую компанию, которой после их рассмотрения было выдано направление на ремонт автомобиля. Но владелица последнего решила отказаться от ремонта, в ответ страховая компания компенсировала понесенный убыток перечислив на счет 100 000 рублей. Позднее владелица Skoda Rapid решила провести ремонт, но он был оценен в 175 000 рублей, плюс 11 000 рублей как компенсация за потерю товарного вида. Получив подобное заключение, женщина отправляется в суд и подает иск на виновного в ДТП, с целью того, чтобы последний выплатил ей разницу между выплатой страховой компании и суммой, в которую был оценен предстоящий ремонт. Кириков не растерялся, защитился во всех инстанциях и дошел до Верховного Суда, где попросил подтвердить законность его отказа от выплаты разницы, которую требовала потерпевшая в ДТП. Так как по бумажному документу Европротокол, потерпевшая сторона имела право лишь на 100 000 рублей, но этого не подтвердили ни судебные инстанции, которые прошел Кириков, ни Верховный Суд, куда он обратился.
Ответ был таким «Положения закона «Об ОСАГО» не может отменить право потерпевшего получить полное возмещение понесенного ущерба, как и не может разрешить его возмещение в меньшем размере, чем нужно в реальности». Что подтвердило решение о возложении на виновника обязанности полного погашения причиненного вреда. Так Кириков должен заплатить еще порядка 90 000 рублей уже самостоятельно, то есть без помощи страховой компании.
Частота ошибок оценки причиненного ущерба
Представитель страховой компании на данный вопрос со стороны журналиста Авто.ру ответил, что подобная ошибка возникает довольно часто. Особенно у тех, кто заполняет Европротокол в бумажном варианте, а не использует электронный вариант данного документа, где приложение «подскажет» реальный размер причиненного ущерба.
«Возникновение подобного ошибочного видения реальной ситуации в отношении причиненного ущерба возможны по разным причинам, где основной является не желание терять время на прибытие ГИБДД. А потерпевший обычно уверен, что отведенного в ОСАГО лимита не хватит на погашение причиненного ущерба» — слова заместителя директора департамента по урегулированию спорных вопросов страховой компании «Согласие» Андрея Дятловского.
Орест Мацала, как специалист Европейской юрслужбы, отметил и тот факт, что к оформлению Европротокола участники ДТП вынуждены прибегнуть еще и потому, что сотрудники ГИБДД отказываются приехать на место ДТП.
«Зачастую при получении информации о свершенном ДТП и уточнении, что жертв и пострадавших нет, сами сотрудники ГИБДД настоятельно советуют оформить участникам ДТП Европротокол самостоятельно. Часто виновник дорожно-транспортного происшествия предлагает оформить Европротокол, так как сам не горит желанием встречаться с сотрудниками ГИБДД. А пострадавший, как и виновный, не обладают специальными техническими знаниями, как и информацией о ценах услуг на рынке ремонта/обслуживания автомобилей на текущий момент, поэтому и совершают ошибочную оценку принесенного/полученного ущерба.»
Когда разницу можно отсудить, а когда не стоит даже пытаться?
Страховщики уверяют, что, если денег не хватило не только по Европротоколу, но и при получении выплаты любой страховой компании, можно и нужно отправляться в суд.
«Обращение в юридическую инстанцию за получением/присуждением доплаты к сумме, в которую оценен принесенный ущерб, сегодня стало частым явлением. Здесь потерпевший сам решает, стоит ли не просто обращаться в суд, но и нести на себе все судебные издержки и терять на это время» — со слов сотрудника отдела страхования «Совкомбанка».
Орест Мацала говорит, что у современных «служителей закона» на обращение по Европротоколу существует две абсолютно противоположные позиции. Одни говорят, что при достижении соглашения между спорящими сторонами посредством оформления Европротокола, размер ущерба определен окончательно. А значит повторное рассмотрение данного дела, как и присуждение каких-либо доплат сверх оговоренной в Европротоколе суммы недопустимо. Так как является прямым нарушением составленной ранее договоренности, которую нельзя изменять в одностороннем порядке.
Другие говорят, что потерпевший имеет полное право на возмещение понесенного ущерба в полном объеме и виновный, подписывая Европротокол должен был осознавать, что максимального размера выплат по данному протоколу недостаточно, а значит он заведомо готов внести доплату, если таковая потребуется в будущем.
Другими словами, по мнению Ореста Мацалы, юристы делают все, чтобы соблюсти интересы заказчика их услуг. «Юрист встает на сторону того, кто обратился за его помощью. То есть он будет помогать либо виновному, либо пострадавшему, в зависимости от того, кто к нему пришел с исковым заявлением.
Верховный суд, после учащения обращений подобного рода, будет рекомендовать виновному погасить требуемую на ремонт доплату в досудебном порядке.
Однако если у виновного нет официальных источников дохода, то судебные исполнители не смогут взыскать с него денег и решение о взыскании ни с чем вернется к пострадавшему или заявителю. Взыскатель имеет повторить подобного рода обращение каждые три месяца после совершения ДТП, но не позднее 3 лет с момента его происшествия. Однако чаще всего этого не делается, потому как об этом знают далеко не многие. Самым сложным становится случай, когда взыскание накладывается на жителя другого государства, то есть в РФ у него ни денег, ни постоянного дохода, ни гражданства.
А должники, в свою очередь, часто специально банкротятся, чтобы не выплачивать за нанесенный ущерб.
Что делать, когда не уверен в размере предстоящего ремонта
На месте совершенного ДТП порой очень сложно реально оценить размер понесенного ущерба еще и потому, что дефект, возникший в результате аварии, может быть не виден внешне или неспециалисту. Однако стоимость его устранения может иметь значительные размеры.
Специалисты страхования «Совкомбанка» тоже не единожды предупреждали и предупреждают о возможности возникновения серьезных скрытых повреждений. «Наиболее дорого обходится ремонт передней части автомобиля, где возникают самые серьезные повреждения. Порой внешне это проявляется лишь небольшим «замятием» бампера, крыла или растрескиванием фары. Поэтому для уверенности лучше всего проводить доскональную экспертизу. Такие легкие на первый взгляд повреждения способны привести к скорой поломке более значительных, а значит дорогих деталей автомобиля. К примеру, радиатора и всей системы охлаждения или привода колес, чего на первый взгляд не видно».
При неуверенности в размере причиненного ущерба страховщики всегда советуют несколько вариантов дальнейших действий:
- оформление случившейся аварии посредством электронного приложения «ДТП. Европротокол» (РСА), либо «Госуслуги. Авто». При отсутствии разногласий среди участников ДТП лимит выплаты составляет 400 000 рублей. Оформление производится пошагово. И с его результатами потерпевший может обратиться в любую страховую компанию за получением выплаты по Европротоколу.
- страховщик сам затребует нужную допинформацию в системе РСА и определит стоимость предстоящего ремонта.
- вызов сотрудников ГИБДД.