Ограничения для самокатов, синяя разметка и островки безопасности: что изменилось в ПДД
После отмены моратория на изменения в ПДД первым точечным изменением стало внесение в документы нового вида транспорта — средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся электросамокаты, моноколёса, гироскутеры и другие похожие устройства. Теперь их официально описали, регламентировали скорость движения, а для владельцев установили правила управления. Помимо этого в ПДД внесли новые знаки и разметку, за нарушение которых появятся штрафы.
Данные изменения вступают в силу с 1 марта 2023 года. Полугодовая отсрочка дана для того, чтобы Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии успело внести соответствующие изменения в законодательные документы.
Новые правила для СИМ
Итак, к средствам индивидуальной мобильности теперь официально причисляются электросамокаты, моноколёса, гироскутеры, сигвеи и другие подобные устройства. При этом обычные самокаты и роликовые коньки к СИМ не относятся, а человек на них приравнивается к пешеходам.
Полный свод правил для самокатов и других средств индивидуальной мобильности пока не опубликован, правительство обещает обнародовать его в ближайшее время. Но список основных изменений, дорожных знаков и ограничений скоростного режима для СИМ уже утверждён и выложен на официальном сайте правительства. Вот перечень основных правил и ограничений.
- Скорость. Перемещаться на СИМ можно со скоростью не более 25 км/ч.
- Масса. Максимальная масса электротранспорта, на котором разрешается передвигаться по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, не должна превышать 35 кг.
- Знаки. Движение электросамокатов и других СИМ теперь регулируется специальными дорожными знаками. Речь идёт о разрешении, ограничении или запрете перемещения на данном транспорте в разных зонах. Решение об установке знаков принимают местные власти в зависимости от инфраструктуры.
- Приоритет пешеходов. При совместном передвижении по тротуару пешеходы получают приоритет. Водители СИМ должны рассчитывать свою скорость, исходя из этого приоритета.
- Переход дороги. Для пересечения дороги по пешеходному переходу пользователям СИМ необходимо спешиваться, то есть спускаться с транспорта и перевозить его рядом — так же, как это должны делать велосипедисты.
- Езда по автодорогам. На электросамокатах любой массы разрешается ездить по правому краю проезжей части автомобильных дорог. Но делать это могут только граждане старше 14 лет и там, где разрешено движение велосипедистов, а максимальная скорость движения не превышает 60 км/ч. То есть движение по скоростной магистрали запрещено. Кроме того, самокат или другое устройство, которое едет по автомобильной дороге, должны иметь тормозную систему и фары белого и красного цвета.
Новые знаки, разметка и запреты
Помимо правил, регулирующих движение электротранспорта, в ПДД внесли ещё несколько новых пунктов. Среди них — новые знаки, разметка и полный запрет движения и остановки автомобилей на островках безопасности.
- Новые знаки и разметка парковки. У знаков платной парковки и парковки для инвалидов появятся дополнительные рисунки. В платной парковке к букве P добавится изображение монет. В обозначении мест парковки для инвалидов рядом с буквой Р будет изображение «инвалид». Такие знаки уже несколько лет используются в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Владимире, Краснодаре и Воронеже — теперь их, наконец, официально закрепили в ПДД. Также с помощью разметки разделят зоны платной и бесплатной парковки. Платную парковку обведут синими линиями, а бесплатную — белыми.
- Запреты для островков безопасности. Правительственным постановлением введён полный запрет на движение, остановку и стоянку на направляющих островках и островках безопасности. Такая мера, по мнению властей, должна улучшить видимость на дорогах и повысить безопасность движения. Островки безопасности часто использовались автомобилистами как места парковки или временной остановки.
- Знаки для электрокаров и автобусов. Утверждены два новых дорожных знака. Один из них обозначает зарядку для электромобилей, а второй информирует о запрете движения автобусов. Знак не запрещает движение автобусов, следующих по маршрутам общественного транспорта, и школьных автобусов. Но таким знаком можно напрямую запретить автобусам использовать дворовую территорию под стоянку, что ранее не было указано в ПДД.
Какие штрафы должны появиться
Все вышеперечисленные правила и изменения повлекут новые штрафные санкции как для автомобилистов, так и для собственников средств индивидуальной мобильности. В ближайшее время новые санкции пропишут в КоАП, после чего дорожные инспекторы или камеры смогут штрафовать нарушителей. Вероятнее всего, изменения будут внесены в ещё действующий кодекс, так как рассмотрение нового КоАП длится уже несколько лет и может затянуться ещё как минимум на год.
Предполагается, что выезд на островок безопасности будет наказываться аналогично выезду на полосу общественного транспорта, а автобусы во дворах станут штрафовать как грузовой транспорт: штрафы за оба нарушения составят 1500 рублей во всех городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где за те же проступки водителей будут штрафовать на 3000 рублей. Штрафы для самокатчиков пока не разработаны, но правительство займётся ими в ближайшее время.
Как изменения повлияют на безопасность
Несколько недель назад, когда общественные деятели вовсю обсуждали отмену моратория на изменения в ПДД, никто не мог предположить, что первые изменения правил появятся уже в октябре. Об этом заявил глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, стремительный отзыв Минюстом моратория стал неожиданностью, чего не скажешь о правилах для СИМ.
«Самокаты де-факто легализовали без особых ограничений. Права не нужны, а как будут контролировать скоростной режим и соблюдение знаков дорожного движения — пока не ясно. Контроль будет только у прокатных самокатов, где скорость жёстко ограничена. У ГИБДД пока нет инструментов контроля за такими участниками движения. Страховки у них тоже нет, все ДТП придётся урегулировать в суде — если вообще догонишь самокатчика. Следствием этого станут тысячи людей на дороге, которые не знают ПДД», — считает Шапарин.
Руководитель экспертного центра Александр Шумский поддержал введение нормативной базы для самокатчиков. Хотя, по его словам, ограничения скорости в 25 км/ч на тротуаре недостаточно, ведь даже скорость 20 км/ч при столкновении с пешеходом может быть критичной.
«Главный смысл поправок в том, что они приняты, правила уже можно править. Через какое-то время максимальную скорость самокатов можно будет уменьшить. Главное, что есть нормативная база, и рейды ГИБДД по самокатам не за горами. Сейчас власти хотят выработать правоприменительную практику. Но первое время, скорее всего, все будут продолжать ездить как раньше. Пока ГИБДД не начнёт штрафовать на тротуарах, ничего не поменяется», — уверен Шумский.